Методика М. Монтессори
По решению ЮНЕСКО имя Марии Монтессори вошло в короткий список педагогов, которые определили ход педагогического мышления в XX веке. Надо сказать, что в нынешнем, XXI веке ни Джон Дьюи, ни Георг Кершенштейнер, ни Антон Макаренко не популярны в мире так, как единственная в этом списке женщина-основательница педагогической системы. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. Школы, работающие по ее методу, занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Итальянцы-в знак высочайшего признания-запечатлели ее облик на национальной денежной купюре в 1000 лир, которые были в стране до введения евро. Ее методике более ста лет, а о ней спорят и поныне. Кто-то продолжает спорить, кто-то протестует, а кто-то предпочитает воспитывать и обучать своих детей по этой системе. Как, например, мудро решили родители Уильяма и Гарри, наследные принцы британского престола. Такой же выбор сделали для своей единственной дочери супруги Билл и Хилари Клинтон. И многочисленные внуки Льва Толстого. И эмигранты из России-супруги Брин. Позднее выпускник школы Монтессори, Сергей Брин, станет одним из основателей Google. Cписок можно продолжать, но лучше разобраться в сути системе Монтессори и понять почему она дает такие удивительные результаты. Для начала, немного истории. Иногда кажется, что вся ее жизнь была вопреки. Она не вписывалась в общепринятые рамки, она ломала стереотипы. С родителями ей повезло. Отец, Алессандро Монтессори, был финансистом и высокопоставленным государственным чиновником. Мать, Ренильде Стопани, - представительницей старейшего итальянского рода, в котором было немало ученых. Единственная долгожданная дочь Мария с детства отличалась целеустремленностью, любознательностью и упрямством. Ее характер не раз заставлял родителей поволноваться. Маму беспокоило то, что дочь никогда не интересовали куклы и вышивание крестиком. Отец приходил в замешательство, когда настойчивость девочки-подростка переходила в упрямство. Например, в 12 лет она заявила, что хочет учиться… в технической школе для юношей: обучение в Италии в то время для девочек и мальчиков проводилось отдельно, и техническое образование для барышень предусмотрено не было. Глава семьи долго не одобрял желание любимой дочери, но, не выдержав напора ее и супруги, был вынужден сдаться. Однако это было только начало. В школе для мальчиков единственная девица сразу обратила на себя внимание особыми талантами в точных и естественных науках. Даже в театр она брала с собой задачник по математике. Когда пришло время делать профессиональный выбор, Мария отвергла все попытки родителей сделать из нее… учительницу. Ее больше привлекала медицина, которая в Италии XIX века считалась делом исключительно мужским. Женщина-врач? В католической Италии это было попросту невозможным! Но это было невозможно лишь до тех пор, пока врачом не решила стать Мария Монтессори. Когда все ее официальные просьбы были отклонены, она добилась личной встречи с министром образования. И сразу сообщила ему, что изучать медицину будет непременно! Преграды никогда не останавливали ее. Мария поступает на медицинский факультет Римского университета сначала стала вольным слушателем, а спустя несколько лет получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину. Будучи студенткой университета, М. Монтессори активно выступает за социальные права женщин, становится одним из лидеров движения за равноправие женщин и выдвигается делегатом на Международные конгрессы женщин в Берлине (в 1896 г.) и в Лондоне (в 1900). Работая ассистенткой врача в клинике, М. Монтессори столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Несчастные малыши были предоставлены сами себе и больше походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы. В 26 лет она становится первой в Италии женщиной-врачом. В 28 получает возможность приобрести свой первый педагогический опыт. В 1898 году ей предложили возглавить первую римскую школу для коррекции поведения, созданную на базе приюта для умалишенных детей. Следует пояснить, что такие приюты в то время напоминали карцер для убогих. Она полностью изменила порядки в школе. Результат был ошеломляющим: все ученики сдали обычные школьные экзамены. Но въедливая директриса на этом не остановилась. Она начинает серьезно изучать проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями. Она штудирует и переводит труды французских психиатров Эдуарда Сегена и Жана Итара. Монтессори приходит к пониманию того, что проблемы этих детей скорее педагогические, а не медицинские, и с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах. Это шло вразрез с общественной моралью. Но остановить ее было невозможно. Мария Монтессори глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. В институте экспериментальной психологии при Римском университете она начинает вести свои научные исследования, сконцентрировав внимание на природных факторах, окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время у нее формируется основы будущей педагогической системы. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофеническую школу. Возглавить ее попросили Марию Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими. В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучения письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей сенсацией. А в 1906 году она принимает решение отказаться от дальнейшей научной карьеры и медицинской практики и заняться педагогической деятельностью со здоровыми детьми. Итальянский миллионер и талантливый инженер Эдуард Таламо, директор «Общества дешевых квартир» решился на социальный эксперимент и предложил Марии Монтессори создать новый тип дошкольного заведения-дневной приют. В начале XX века по Европе победно шествовал стиль модерн-было время больших социальных экспериментов. В Риме решили ликвидировать квартал бедноты Сан Лоренцо и на его месте построить новые дома для рабочих и их семей. «Дома ребенка» открывались на первых этажах этих домов, чтобы повысить культуру семейной жизни местного населения. То есть, первоначально речь шла именно о социальном эксперименте, а не о педагогическом. Надо сказать, что квартал Сан-Лоренцо пользовался тогда громкой известностью, едва ли не каждый день все газеты города пестреют отчетами о его скорбных событиях. Это был квартал, где ютились скудно оплачиваемые, часто безработные труженики. Это приют и для тех, кто находился под надзором после тюремного заключения. Планы Таламо были следующие: уничтожить в каждом здании все части, построенные не для уютного жилья, а для увеличения количества жильцов. Огромные квартиры в шесть-семь комнат переделать в одно-двухкомнатные с кухней для каждой семьи, в которых жильцы были обязаны поддерживать порядок. А в доме ребенка работающие матери могли оставить детей под присмотром на целый день. Правила, помещенные на стенах, гласят: «Матери обязуются отпускать своих детей в «Дом ребенка» в опрятном виде, и участвовать с наставницей в воспитательной работе. Наставница всегда к услугам матерей. Своею жизнью культурной и образованной личности, она постоянный пример населению дома, ибо она по обязанности живет в том же доме, что и ее маленькие питомцы. Поистине миссионерка, нравственная царица этой публики, она может пожать от своей социальной работы небывалую жатву добра. 6 января 1907 года в Риме в квартале Сан Лоренцо открылся первый «Дом ребенка». Его обитателями стали 50 детишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. С заботой и вниманием М. Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. Через месяц полусотня маленьких вандалов и дикарей разгромила всю мебель и материалы. Но упорная директриса не сдавалась. С необычайным терпением и настойчивостью она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Она разрабатывает свои материалы, проводит уроки вежливости, обучает детей уходу за собой и окружающей средой, делая удивительные открытия, как в каждом ученике раскрывается личность. Уже спустя несколько месяцев, изумленным взорам предстали не маленькие дикари, а вдумчивые, прилежные и трудолюбивые дети! В 1908 году в Риме открывается вторая школа Монтессори, а годом позже она проводит свой первый курс по подготовке Монтессори учителей. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. Учиться к ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, который читала профессор Монтессори, она опубликовала отдельной книгой «Антропологическая педагогика», а в 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которую сразу же перевели на 20 языков мира. В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, для участия в котором приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М. Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Изобретатель телефона Александр Грэм Белл и его жена Мейбл создают Монтессори Ассоциацию. Идеи Монтессори увлекают дочь президента Вудро Вильсона-Маргарет. В этом же году в России выходит книга Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики». Рим посещает зоолог и естествоиспытатель из России Юлия Фаусек. По возвращении, она открывает в Санкт-Петербурге, на улице Шпалерной, 7, первый в России Монтессори- сад. Надо сказать в то время, смысл этого эксперимента мало кого интересовал-революция, Гражданская война, разруха… Но три замечательных наших педагога –Юлия Ивановна Фаусек, Елизавет Ивановна Тихеева и Татьяна Львовна Толстая, озабоченная лучшим воспитанием для своих внуков ее выдающегося отца, отважились съездить и посмотреть на необычные дома детей. Венувшись, они написали по небольшой книжечке, их и сегодня можно прочесть в Публичной библиотеке. Но всех троих поразил именно педагогический, а не социальный смысл работы М. Монтессори. После этой поездки Юлия Ивановна Фаусек отдала еще 30 лет на пропаганду этой системы. Несмотря на то, что в 1926 году на научно-педагогической секции ГУСа методика была запрещена и разгромлена. На заседании присутствовали: Н.К. Крупская, А.Б. Залкинд, П.П. Блонский, С.Н. Луначарская. Юлию Ивановну Фаусек-главного вдохновителя Монтессори педагогики в России того времени и организатора большинства групп, на заседание не пустили. Только через несколько дней после официального запрета, она с горечью пришла к Крупской и попросила денег на поездку в Европу в гости к великой итальянской учительнице и ученой. Крупская разрешила ей ехать и денег дала. В те времена постановления Государственного ученого совета выполнялись точно. Закрыть-значит закрыть, не переводить работы, не упоминать в лекциях. В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной Панамо-тихоокеанской выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе, который создали по ее проекту за стеклом в павильоне. Строгое жюри вручило гостье из Италии сразу две золотые медали. Монтессори-движение растет и развивается во всем мире. В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию AMI, создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа М. Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей. Однако политика вскоре сама стала влиять на свободные школы Монтессори. В России, как уже написано выше, в угоду идеям коллективизма детские сады Монтессори были запрещены. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии были разгромлены воинствующими национал-социалистами. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году-в Индию, где вынуждено проведет с сыном 7 долгих лет. Им, как представителям Италии-страны, которая во время. Второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. Но бездействовать на чужбине она не могла. Отметив свое семидесятилетие, М. Монтессори, она продолжает активную педагогическую деятельность, обучает педагогов, открывает школы. В Европу она вернулась в возрасте 76 лет, сразу после окончания войны. В начале 50-х она много выступает, пишет свои главные труды, ведет учебные курсы. Последние годы М. Монтессори провела с сыном в Голландии. В 1950 г ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. 6 мая 1952 года ее не стало. На ее могиле нет цветов. Рядом с белым полукругом мраморного монумента лежат золотые бусинки из ее уникального «Золотого материала» по математике. Их привозят педагоги из разных стран в знак благодарности, признательности и верности идеям свободной педагогики. В заключение, немного о принципах обучения. Метод Марии Монтессори-это не просто набор интересных развивающих материалов, а цельная система, тщательно выстроенная и на философском, и на педагогическом уровнях. Метод индивидуален, с каждым ребенком все вопросы решаются заново. Необходимо понимать суть того, что происходит с ребенком. Очень близка Монтессори философия космизма. Восприятие мира как космоса, как единого целого, в котором все взаимосвязано, любое вмешательство со стороны не проходит бесследно. Существует единый космический план развития мира в целом и каждой его частички. У всех есть индивидуальная космическая задача, в том числе и у человека. Причем, если у всех растений она одинаковая (перерабатывать углекислый газ и т.д.), то у людей задачи разные. Человек, единственное существо, которое может свою задачу осознавать. Задача педагога-помочь ребенку найти и выполнить свою космическую задачу, то есть не задавать ему путь развития, а дать возможность найти свой. Философия экзистенциализма отразилась в понимании Монтессори свободы личности. Человек должен понимать, что его жизнь зависит от него самого, менять свою жизнь-это только его выбор. Свобода-это не анархия, не жизнь без запретов. Человек всегда ограничен: законами природы, физическими потребностями, своими знаниями и умениями, интересами других людей. Свобода по Монтессори-это свобода для саморазвития. Психологами доказано, что ребенок обучается лучше, если самостоятельно может выбирать вид деятельности и ее продолжительность. Главным, считала Мария Монтессори, является ребенок. Ребенок ставит перед собой цели, задачи, и сам их реализует. Роль учителя уходит на второй план. Педагог, создавая среду, ведя наблюдения за работой ребенка, создавая материалы для конкретного ребенка, исподволь руководит его деятельностью, но делает это незаметно. Для этого нужен высокий профессионализм педагога, его задача создать такую атмосферу в группе, чтобы дети с огромным удовольствием занимались саморазвитием во всех направлениях. Помощником в этом и является Монтессори педагог, который вовремя помогает актулизировать интерес ребенка к тому виду деятельности, который еще не освоен ребенком. Подводя итог, можно сказать, что в основе метода лежит индивидуальный подход, свобода выбора для занятий, разновозрастная группа, и вера в потенциал, талант, неповторимость каждого ребенка. В своей педагогической системе М. Монтессори наиболее полно с детьми 3-6 лет. В отношении начальной школы и обучения детей от 6 лет и старше ею лишь высказывались идеи в различных докладах, намечены пути воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей. Идеи великой итальянки поддерживали изобретатели и психологи, предприниматели и президенты, в том числе Томас Эдисон, Александр Белл, Генри Форд, Махатма Ганди, Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд и многие другие. Дочь Льва Толстого –Татьяна устроила в сельской школе, в имении своего отца в Ясной Поляне, класс по образцу монтессорианского», дочь американского президента Вудро Вильсона Маргарет была Монтессори педагогом и во время правления своего отца разместила Монтессори класс в Белом доме… «Мой метод, - пишет Мария Монтессори,-привел меня к открытию духовных особенностей детей, которые ранее не наблюдались. То, что было открыто прежде, лишь внешний облик ребенка. Способствовать понимать детей, работать для защиты их прав-это и есть моя цель… Ребенок-человеческое создание, которое работает, страдает и является лучшим из друзей,- все еще неизвестен нам. Это чистая страница в истории человечества. Страница, которую хотелось бы заполнить.» Идеи и методы Монтессори завоевали весь мир. И дело даже не в том, что её ученики без принуждения и натаскивания к 4-5 годам начинали читать и имели представления обо всех арифметических действиях, таких даже как умножение, сложение и вычитание четырехзначных чисел. Главной целью педагогики Монтессори стало воспитание свободного человека – самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства, тонко чувствующего окружающий мир и умеющего находить в нем свое место. Формирование всех этих качеств происходит уже в раннем детстве. Например, ребенка надо как можно раньше приучить обслуживать себя: это не только помощь взрослым, но и воспитание независимости, лежащей в основе уважения к собственной личности.
Большое значение Монтессори придавала воспитанию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и развитию мелкой моторики. Известно, что дети, которые в раннем возрасте научились хорошо выполнять мелкие движения руками, значительно опережают сверстников в умственном развитии.
Наконец, главная особенность этой педагогической системы – создание специально подготовленной среды, как определила её Монтессори. Это значит, что все предметы, с которыми работает ребенок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают. Так осуществляется свобода выбора. Каждый дидактический материал в такой среде только один. Так провоцируются социальные контакты и устанавливаются правила поведения в маленьком сообществе. Вся мебель в группе сделана под рост ребенка. Так среду делают удобной для маленького человека. Все, что происходит в Монтессори-группе, - это сложная и высокопрофессиональная работа.
Но среда – не просто набор дидактических игр. Например, если, имея даже самую укомплектованную и упорядоченную среду, взрослые начинают навязывать ребенку какую-то, на их взгляд, полезную деятельность, то они рискуют столкнуться с яростным сопротивлением такому «воспитательному воздействию». Психологический контакт, доверие между взрослым и ребенком, внимание к личности и потребностям развития малыша – вот слагаемые успеха.
Помните, что ребенок вам ничего не должен. Не мы, а природа определяет естественный темп развития вашего малыша, и он лучше нас осознаёт свои потребности в познании, исследовании мира. Ребенок имеет право сам решить, когда, с чем и сколько времени ему заниматься.
В возрасте примерно до трёх лет ребенок самостоятельно манипулирует с дидактическим материалом, исследуя его свойства.
После трёх лет важно, чтобы малыш научился сознательно классифицировать свойства и называть их. Ребенок не может знать о назначении дидактических игр, пока вы не покажете ему, как использовать материалы по назначению. Признаком своевременности предложенного материала становится желание ребенка самостоятельно повторять показанное упражнение. Ребенок сам решит, где следует остановиться. Не следует ждать, что сразу все получится идеально. Ваш ребенок, как и любой человек, имеет право на ошибку. Это вовсе не означает, что ребенку надо все разрешать. «Свобода, - замечает Монтессори, - не имеет никакого отношения к вседозволенности». Иногда должно проявлять твердость и настойчивость, но не насилие.
В рамках, определенных педагогом, ребенок может выбирать работу, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражняет свои чувства, испытывая удовольствие от подобной деятельности, потому что поступает по собственной воле.
Другой доминантой системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебной деятельности. Совершенствуя свои умения, ребенок приобретает чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждается любовь к учению и формируются мотивы для самостоятельной познавательной деятельности. Учебный процесс для детей от трех до двенадцати лет строится на признании за каждым учеником права на автономию и самостоятельность, на свой темп работы.
Одним словом, педагогика Монтессори – это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку, воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность.